23 июля
Перевалы Попова(1Б) и Сыргымалымуз(1А*)

<<Назад(22 июля) Оглавление Вперед(24 июля)>>

Трещинка Подъем в 4. Ночевка на 3900. Вечером даже подгоряживало(не долго, минут 5;) ). Спустились на закрытый ледник, связались. Я наконец-то надел кошки. Под перевальный взлет по снегу тропила 90% моя связка;) Тропили ближе к краю ледника, чтобы и камешки со склонов не могли побеспокоить и возможные трещины в центре обойти. Братья славяне, собравшиеся быстрее чем мы(ну их ведь не 20 человек, а всего семеро) вырвались вперед. Да и шли они по центру цирка чуть ли не плотной группой да еще и без связок. Когда заметили, что у нас от одного участника до другого тянется какая-то ниточка, остановились и тоже связались;) Улыбнуло. Не, конечно нам было известно, что в этом леднике трещин нету, но нам хождение в связках только в тренировку пошло, а вот за пешкой было прикольно наблюдать;)

Группа при подъемеТропежечная работаПод взлет подошли с ними вместе. Развязались. Серега, не дожидаясь всех, пошел первым, я за ним. В кошках. Ольга осталась контролировать народ снизу. Перевал Попова славится своей жопистой непредсказуемостью. Там из года в год не известно что. Может быть сыпуха мелкая, а может быть и снег. Увидев еще вчера нашу дырку издалека мы выдохнули: склон почти весь был покрыт снегом. И его прохождение заключалось в основном в тропежке по всему склону за исключением маленького перешейка. Маленький перешеек оказался мерзлой сыпухой с насыпанными сверху камешками. И как только перешеечек заканчивается, справа оказывается не снег, а лед. Не самая приятная ситуация, если учесть что кошки только на мне, а всего из пять пар на группу. Правда Киевляне все поголовно обкошечены, но они в середине толпы на перевал. Серега хотел вешать перила на опасный участок, но выше уже снег, ниже камнеопасная мелкая сыпуха, а справа лед, но глубиной сантиметров 5. Короче буры крутить негде. Нет буров - нет станции. В итоге решили идти сначала по смержейся сыпухе, а потом я выхожу на снег\лед и бью ступени под остальных. Ушел, рублю. Серега остался возле проблемного участка. Вышел на снег и вздохнул с облегчением. Дальше должно быть сильно проще.

Собственно так оно и оказалось. Косыми траверсами пошли наверх. Снег уже начинает проваливаться глубже чем просто на уроветь верха стопы. Солнышко потихоньку выползает из-за склона. Слева время от времени сыпятся камешки. Есть огромное желание не доходить до освещенной части, есть надежда пройти по еще не подтаявшему снегу. Братья славяне забили на нашу тропу и пошли в лоб на три такта. Ну им можно, они ведь в кошках:) Помню фразу Сереги снизу: "А почему Лешки не сменяете? Он уже полсклона протропил". А чуть раньше тропил как раз не я. Там уже и Лика успела потропить, и Леныч, и Сашка.

Сашка делал очень большие ступени под две ноги, ну и ступил я в одни из них слегка неудачно. Вторым зубом кошки кольнул коленку. Ну кольнул и кольнул - мелочь какая. После фразы Сереги решил, что действительно хватит мне тропить, надо и другим поработать. И благополучно пропустил всю группу вперед. Метрах в трехстах справа по ходу движения сошла лавина. Всей группой радовались. Радость выражалась дружным вздохом.Братья славяне уже выбрались на правую седловину и, спустив на нас несколько камней (а по снегу они ух как летают быстро(кстати один из них кому-то в ногу прилетел(без травмы(синяк - не травма)), а другой пролетел аккурат в метре от меня)), сообщили что идут на левую седловину. Я, тем временем, решил посмотреть на царапину на ноге(уж больно больно она побаливала;) ). Засучил самосбросы и увидел хорошее такое кровавое пятнышко прорваной терме. Рана до мяса, миллиметров 5-7 в глубину и 1,5 см по длине. Кровь идти уже перестала и я потерял к ней всякий интерес, заклеив двумя пластырями. Буквально перед седловиной, когда меня уже достало идти крайним, хотелось поскорее наверх, вся группа уже вылезла на сыпуху, а слева еще оставался кусочек снежничка\ледничка, я ломанулся на передних зубах вперед. Понравилось дико! Кошки фарева!

Группа на перевалеПеревальная фотографияНа перевале пешеходники торжественно вручили нам капсулу с запиской и свалили вниз. А мы сели отдыхать. Потрязающей красоты виды на главный хребет и далеко вдаль, где на фоне голубого неба белеют снежные пики. Леныч осмотрела\обработала ранку и обнадежила, что жить буду. Хотел сзазить на близлежащую вершинку, даже Серега разрешил, но стало стремно и решил не рисковать. Удивительно, но мы смогли перейти на правую седловину не спускаясь на снег... Интересно, русские как-то мыслят неординарно чтоли?.. Совершили с Серегой обряд помечания территории со скалы(прошу прощения за интимные подробности, но это были офигительные ощущения: стоишь на скальном обрыве, под тобой метров 10 отвеса, а ниже снежный склон, еще ниже ледник ... и так далее еще 4 километра до уровня мирового океана...). На перевале симпатишненький маленький карнизик, да и вообще седловина 4256 метров оказалась наивысшей точкой нашего похода. С перевала уходил крайним да еще и сняв кошки(тупить на мелкой сыпухе не хотелось их).

Пейзажик Пейзажик Пейзажик

Группа на спускеСамостраховочные извращенияВнизу Ольга заставила сделать каждого точку самостраховки на ледорубе и повисеть на ней. Да... Конечно Битцевский снег, на котором мы это практиковали в марте абсолютно не дает представления о снеге в горах - держит великолепно. Чуть дальше сухой обед на мокром леднике под приятным солнцем. Лика решила что настал час ее сюрприза и достала из закромов своего рюкзака сгущенку и малиновое варенье. Перемешав все это дело со снегом, все желающие отведали горного мороженого)) А я между делом сфотографировался в трусах на леднике.

Вася на леднике Сыргымалымуз Дрыхнущее царство Обед Я на леднике
Пик Советский Казакстан Пейзажик Висячий ледник

Связались, пошли на Сыргымалымуз. Первые (только закрытые) трещины похода. Села жопа на склон, пронизывающий ветер. Серега прощупывает трещины и делает отметины о их начале и конце. Лика даже провалилась одной ногой, а уж сколько раз Серега Руководитель попой к верху и под рюкзаком прощупывает закрытый ледник на предмет трещин. На фоне горСвязки на ледникеступал ногой в никуда я и считать не берусь. Очень забавно, когда маленькое расстояние между полосками означает ледяное перо, а большое расстояние - трещину. Чтобы идущие сзади связки не путались, я подписывал промежутки. Серега попросил сфотать рабочий момент похода. Фотка называется "Руководитель попой к верху и под рюкзаком прощупывает закрытый ледник на предмет трещин. На фоне гор". Убитые в конец, особенно Серега, вылезли под скалы, обморожеными руками скушали перевальные шоколадки и нетвердой походкой пошли дохаживать в связках. Серега утверждает, что не особо удолбался, но мало кто мог согласиться, что его "не особо удолбался" отлично гармонизировало с его тогдашним внешним видом.

Протаявший у скал ледник Ледничок

Каким кайфом было снять с себя обвязку. Только холодно стало ;-р Последние шаги до раздевания любовались мелкими ручейками с голубым дном в виде ледника - обалденное зрелище. Беготня по сыпухе. Прокатился порядка 50 см по льду присыпанному камешками, уже начал материться на шатающиеся бульники - усталось начала сказываться на внимательности... Добежали до озера на 3800, кинулись. Избраные пошли на разведку, а остальные остались скрываться от мощного и холодного ветра за рюкзаками. Разведчики вернулись с новостью об отсутствии воды на зеленых площадках и было принято решение ставить лагерь на берегу озера.

Долго-долго после постановки палаток и до ужина мы строили ветрозащитную стенку. А потом был ужин, спирт и крепкий здоровый сон туристов сильно уставших после самого тяжелого (по плану) дня похода.